ФЭНДОМ

Цивилизация в игре Civilization V
Ирокезы 5
Ирокезская лига
Лидер Гайавата 5
Уникальный юнит Воины-могавки 5
Уникальное здание Длинный дом 5
Ирокезы (CivV) - цивилизация в игре Civilization V

ИсторияПравить

Если верить преданиям, Ирокезская лига была образована в 1570-х годах. Она представляла собой союз пяти (позже - шести) племен американских индейцев. Ирокезы - удивительный народ: его численность, вероятно, никогда не превышала 20 000 человек, у него не было письменности и промышленности, однако на протяжении двух столетий он сдерживал натиск французов, англичан, голландцев и позже - американских колонистов.

Ландшафт и климатПравить

Ирокезы занимали обширную территорию штата Нью-Йорк между озером Онтарио и рекой Св. Лаврентия. Это земля холмов и лесов; в XVII веке здесь было множество животных, включая оленей и бобров. Жизнь ирокезов тесно связана с водой: они занимались рыболовством и передвигались по рекам и озерам на быстрых каноэ, как по дорогам.

В северной части штата Нью-Йорк долгие и холодные зимы, особенно когда с северо-востока приносит ледяной арктический воздух. В этом краю нередки обильные снегопады, а лето здесь прохладное и приятное.

НазваниеПравить

Ирокезы называли сами себя "хауденосауни", что переводится примерно как "люди длинных домов". "Ирокезами" их называли представители других народностей. Точный смысл этого названия неизвестен, но, вероятно, это означает "настоящие гадюки". Кроме того, это может быть искаженное баскское слово "убийца" - так ирокезов могли называть первые европейцы.

При всем уважении к хауденосауни, мы будем использовать слово "ирокез", потому что настоящее их название слишком длинное для игры и не слишком известное. По тем же причинам мы зовем предводителя ирокезов "Гайавата", а не "Хайонвата".

Историческая справкаПравить

История происхожденияПравить

Согласно легенде, Лига ирокезов возникла, когда вождь Дэганавида (Великий Миротворец) убедил воина по имени Хайонвата отказаться от каннибализма и принять "мир, справедливость и великие законы". Считается, что Хайонвата стал прототипом Гайаваты в поэме Лонгфелло. Под началом Дэганавиды и Хайонваты объединились пять племен: сенека, онондага, могавки, кайюга и онейда. Шестое племя, тускарора, присоединилось к лиге много лет спустя, в 1722 году.

Правительство ирокезовПравить

У ирокезов были довольно развитые для бесписьменного народа государственные институты. Союз племен имел своеобразную конституцию - Великий закон мира (Гай Энэша Го' На). Каждое племя само решало свои внутренние дела. Великий совет занимался только делами всего союза: заключением договоров, спорами о границах, вопросами войны и мира и так далее.

Великий совет состоял из 50 "сахемов" (грубо говоря, "вождей"). Каждое племя, в зависимости от его численности и статуса, могло выбрать от 8 до 14 сахемов. Их выбирали "матери рода". Символическим главой Великого совета был "тадахо", но реальной политической властью он не обладал: совет выносил решения сообща - их принимали большинством голосов.

Бобровые войныПравить

Объединившись, ирокезы стали одним из самых могущественных племен в северо-западной Америке. В 1609 году Лига объявила войну французам и их союзникам, канадским индейцам. Развернулась борьба за контроль над пушной торговлей.

В начале XVII века в Европе был чрезвычайно высок спрос на бобровый мех - из него шили головные уборы. Практически уничтожив бобров в Европе, европейцы обратили взоры на Новый Свет. Когда европейцы в обмен на пушнину стали предлагать туземцам металлические орудия и даже ружья, за ценные трофеи началась настоящая война.

В 1610 году ирокезы заключили договор с голландскими торговцами из форта Оранж (современный Олбани, штат Нью-Йорк): в обмен на шкуры индейцы получали ружья. Это оружие позволило ирокезам потеснить французов и их индейских союзников и расширить свои владения на запад до озера Мичиган и на юг до реки Теннеси. Огнестрельное оружие ускорило истребление бобров на исконных территориях ирокезов, поэтому индейцы попытались отойти к северу в поисках девственных лесов.

Ирокезы сражались за землю несколько десятилетий. К середине XVII века они победили гуронов, эри и другие племена. Многие народности были ассимилированы, другие покинули свои земли.

Ответ французовПравить

В 1660 году ирокезы, обезопасив свои южные и западные границы, стали совершать набеги на Новую Францию. Французские поселенцы в Канаде не могли защититься сами и обратились за помощью к метрополии. Франция отправила в Канаду войска, которые довольно скоро переломили ход войны и начали теснить ирокезов.

Тем временем англичане захватили голландскую колонию Новые Нидерланды и отрезали ирокезов от их основных европейских партнеров. Лишившись возможности пополнять запасы оружия, ирокезы заключили мир с французами, но продолжали расширять владения на запад и на восток. Местные племена, почти не знакомые с европейским оружием, не могли сопротивляться ирокезам.

АнгличанеПравить

Захватив земли голландцев, англичане встретились с ирокезами, которых охотно снабжали оружием и науськивали на французов. В 1680-х годах война между французами и ирокезами возобновилась.

В 1678 году французы предприняли очередное наступление на земли ирокезов - в этот раз на индейцев двинулось трехтысячное войско и отряды ополченцев. Они придерживались тактики выжженной земли, уничтожая ирокезские деревни и поля, так что следующей зимой многие ирокезы погибли от голода. В ответ индейцы провели несколько налетов, убивая колонистов и сжигая припасы французов. Ирокезам удалось пройти до самого Монреаля.

В 1688 году Англия объявила Франции войну (так называемая Война за английское наследство), в которую оказались втянуты и американские колонии. Ирокезы заключили союз с английскими колонистами, канадские индейцы - с французами. Обе стороны в ходе военных действий истребляли самых слабых: женщин, детей и стариков. В конце концов у европейских держав закончились деньги, и враждующие стороны были вынуждены договориться как в Европе, так и в Новом Свете.

В начале XVIII века отношение ирокезов к европейцам стало меняться. Влияние Англии на континенте росло, и английские поселенцы стали занимать земли ирокезов. Французы, недовольные растущим влиянием Англии, старались найти союзников для борьбы с южным соседом. Ирокезы лавировали между двумя европейскими державами, и это дало им несколько десятилетий относительного спокойствия.

Во Франко-индейской войне (1754 - 1763 гг.) ирокезы воевали на стороне англичан. Англичане победили, выбив французов из Северной Америки. Это окончательно укрепило влияние англичан среди местных племен, включая ирокезов: теперь индейцы полностью зависели от британских поставок оружия.

Война за независимостьПравить

В 1770-х началась Война за независимость. Сначала Великий совет сохранял нейтралитет, но в 1777 году решил выступить на стороне Великобритании. Как и во время войн с французами, колониальные войска и ирокезы придерживались тактики кровавых рейдов: сжигали деревни и поля, убивали слабых.

Война за независимость закончилась в 1783 году. Согласно договору между Соединенными Штатами и Великобританией, все земли ирокезов передавались Соединенным Штатам, хотя на них проживал независимый народ.

КонецПравить

Ирокезская лига закончила существование ко времени Войны за независимость. Одна группа ирокезов отошла на север, в Канаду - на земли, дарованные Великобританией в обмен на помощь в Войне за независимость. Другие предпочли остаться в штате Нью-Йорк, пытаясь сохранить свою культуру под растущим влиянием американского колониализма и империализма. Двести лет ирокезы существовали в тяжелейших условиях, но все-таки выжили: племя существует и в наши дни.

Фактты об ирокезахПравить

  • Американская конституция создана по образцу конституции Ирокезской лиги, составленной за 200 лет до этого союзом пяти американских племен.
  • Прическа "ирокез" имеет слабое отношение к народу ирокезов: большинство ирокезских мужчин брили голову, оставляя на затылке длинную прядь, закрученную в тугой узел, в который втыкались орлиные перья.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики