ФЭНДОМ

Цивилизация в игре Civilization V: Gods & Kings
Австрия 5.png
Австрия
Лидер Мария Терезия
Столица Вена
Уникальный юнит Гусары
Уникальное здание Кофейня
Австрия (CivV) - цивилизация в игре Civilization V: Gods & Kings

ИсторияПравить

Название Австрия происходит от древненемецкого "Ostarrichi" - "восточная страна". Впервые она упоминается в 996 г., во времена правления императора Священной Римской империи Оттона III. Несмотря на малую территорию и отсутствие выхода к морю, Австрия всегда играла важную роль в экономической и политической жизни Европы. Более 650 лет оставаясь под властью Габсбургов, Австрия всегда была одним из ведущих европейских государств: заключала судьбоносные военные союзы и развивала торговые связи по всему континенту. Позже по австро-венгерскому соглашению Австрийская империя стала Австро-Венгрией, а после Первой мировой войны новое государство прекратило существование. Кардинальные изменения страна претерпела и во время Второй мировой войны. Сегодня Австрийская Республика - развитое демократическое государство, которое благодаря статусу нейтралитета по-прежнему играет значительную роль в мировой политике.

Климат и ландшафтПравить

Австрия - гористая страна с умеренным климатом. Значительную часть ее территории занимают Альпы. Границы Австрии много раз изменялись, но она всегда была окружена могущественными державами: Германией, Италией, Венгрией и Чехией. Запертая на перекрестке Европы, Австрия веками приспосабливалась к постоянно меняющимся геополитическим условиям. В наши дни эта альпийская страна славится своими горнолыжными трассами. Австрийские спортсмены сегодня занимают лидирующие позиции в таких видах спорта как слалом, прыжки с трамплина и сноубординг.

Исторические данныеПравить

Ранняя историяПравить

К концу первого тысячелетия до нашей эры на территории современной Австрии, в области к северу от Дуная селились кельтские племена. В честь поселения Гальштат, где при раскопках было обнаружено наибольшее количество характерных находок, культура этих поселений была названа гальштатской. Около 200 г. до н.э. господство над регионом начало переходить к римлянам. Кельтское поселение Виндобона стало римской заставой. Из небольшого приграничного городка Виндобона довольно быстро превратилась в важнейший торговый центр на Дунае, а в итоге - в столицу Австрии Вену.

Земли южной Австрии входили в состав Римской Империи несколько сотен лет, но с третьего века нашей эры эту территорию захлестнули набеги германских племен. К пятому веку, с падением Западной Римской империи, римляне окончательно утратили контроль над землями Австрии, на которые беспрепятственно хлынули баварские переселенцы. В 630 г. н.э. Виндобону захватили аварские племена, которые оставались там до начала IX века и были завоеваны Карлом Великим.

Установление границПравить

В 976 г. на территории будущего герцогства Австрия сформировалось государство Остмарк, или "Восточная марка". В Средние века марками назывались приграничные территории. Восточную марку выделил Император Священной Римской империи Оттон II, объединив земли, завоеванные Карлом Великим в восьмом столетии, и прилегающие к ним области. Во времена правления Оттона III впервые упоминается топоним "Ostarrichi", от которого и произошло современное название Австрии.

Правление БабенгерговПравить

Первой правящей династией Австрии стали Бабенберги. Император Священной Римской империи Оттон II пожаловал титул маркграфа Леопольду Бабенбергу за верность, проявленную при подавлении Баварского восстания. Главная задача нового маркграфа состояла в том, чтобы удерживать и по возможности расширять границы империи. Династия Бабенбергов правила Австрией почти 300 лет - вплоть до возвышения дома Габсбургов.

Династия ГабсбурговПравить

В XIII веке австрийское герцогство возглавил король Германии Рудольф I, основатель династии Габсбургов, которой было суждено стать одной из самых могущественных в Европе. Последний представитель дома Бабенбергов, Фридрих II погиб в 1246 г. За опустевший трон началась война, в результате которой Рудольф I получил контроль над австрийскими землями. В дальнейшем он передал бразды правления сыновьям, Альбрехту I и Рудольфу II, - первым монархам из династии Габсбургов.

В последующие 600 лет влияние дома Габсбургов в Европе неизменно возрастало. В 1452 году Фридрих III был коронован в Риме папой Николаем V и получил титул императора Священной Римской империи. Династия Габсбургов правила Австрией и Священной Римской империей вплоть до XVIII века.

На протяжении всего своего правления австрийские Габсбурги собирали вокруг эрцгерцогства все новые земли. Долгое время Габсбурги сражались с Османской империей за Венгрию. Только после разгрома турок в Венской битве и мирного договора 1699 года венгерские территории Османской империи окончательно перешли к Австрии.

Последним представителем династии Габсбургов была Мария Терезия, вступившая на престол в XVIII веке после смерти отца. Она оказалась первой женщиной-правителем в династии Габсбургов, и ее права сразу же были оспорены. Пруссия и Франция развязали войну за австрийское наследство, которая продолжалась девять лет. Подписанный в 1748 г. мирный договор признал Марию Терезию полноправной правительницей Австрии, однако богатые земли Силезии перешли Пруссии.

Мария Терезия стремилась к стабильности государства. Ее правление отличалось грамотной экономической и социальной политикой. Сбалансированный бюджет позволил выделить финансовые средства на реорганизацию военных сил, а реформы образования и медицины повысили благосостояние народа.

Австрийская империяПравить

Революционные войны, которые развязала Франция в конце XVIII века, привели к созданию нескольких антинаполеоновских коалиций. В 1793 г. Австрия вступила в Первую коалицию, которая была разбита, несмотря на все усилия европейских держав. В период Наполеоновских войн Австрия придерживалась той же линии и входила в состав почти всех семи коалиций, противостоящих французской агрессии. В 1804 г. правитель Австрии Франц II провозгласил себя императором Австрии, однако в 1805 г. он был вынужден заключить Пресбургский мир, а затем отречься от престола Священной Римской империи и под давлением Наполеона войти в Рейнский союз. Тот распался в 1813 году, после разгрома Наполеоновской армии и позже возродился как Германский союз.

Германский союз включал в себя множество мелких германоязычных государств, впрочем, Австрия и Пруссия занимали в нем особое положение. Как и следовало ожидать, мирное сосуществование двух давних соперников оказалось непродолжительным. В 1866 г. Пруссия и ее ближайший союзник Италия вторглись на спорную территорию - Гольштейн - и вынудили Австрию вступить в войну. На стороне Австрии в этом конфликте выступило большинство членов союза, однако они не сумели противостоять военной прусской машине. После непродолжительных сражений Пруссия одержала победу и объявила о роспуске Германского союза.

В 1848 году по всей Европе прокатилась волна революций, вызванных бедственным положением рабочего класса. Это движение вошло в историю как «Весна народов». События во Франции стали искрой, воспламенившей либеральные восстания во многих европейских государствах, включая Австрию. Хотя австрийская революция провалилась, она распалила националистические настроения в Венгрии. В 1867 году император Франц-Иосиф I подписал так называемый Австро-венгерский компромисс. Это соглашение предусматривало предоставление венгерской части государства полной самостоятельности во внутренних делах при сохранении общеимперского парламента и единого правительства.

Австро-ВенгрияПравить

Венгрия получила некоторую независимость от Австрии, что повысило стабильность всей Австро-Венгерской империи. В то же время союз сыграл значительную роль в усилении Австрии, так как и экономика, и военная мощь страны были подорваны наполеоновскими войнами прошлого столетия.

Постоянная борьба Австро-Венгрии с Россией и Сербией за власть на Балканах, в частности Первая и Вторая Балканские войны, создали предпосылки к Первой мировой. Австро-Венгрия аннексировала Боснию, что обострило и без того напряженные отношения великих держав, а националистические настроения на Балканах усилились. Европа оказалась на грани взрыва.

Первая мировая войнаПравить

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство наследника престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Убийцей был сербский националист Гаврила Принцип, поэтому в 1914 году, несмотря на все попытки урегулировать конфликт дипломатическим путем, Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Союзником Австро-Венгрии выступила Германия, а на защиту Сербии поднялись Россия, Великобритания и Франция. Это было только началом: в итоге в войну были вовлечены все ведущие державы мира, которые таким образом стремились разрешить накопившиеся противоречия. Кровавая и долгая война завершилась только в 1919 году, после подписания Версальского мирного договора. Для Австро-Венгрии итоги войны оказались катастрофическими. Империя распалась. ===Первая Австрийская республика Распад Австро-Венгрии как единого государства произошел после Первой мировой войны. По условиям Сен-жерменского мирного договора, заключенного в 1919 году между странами Антанты и новообразованной республикой, присоединение Австрии к Германии было запрещено. Но когда нацистская Германия набрала силу, Адольф Гитлер - австриец по происхождению - отдал приказ аннексировать Австрию.

АншлюсПравить

В марте 1938 года германские войска вторглись на австрийскую территорию. Правительство Австрии было против присоединения к Третьему Рейху, однако нацисты привели к власти марионеточный режим и аннексировали Австрию при поддержке большинства населения. Австрия вошла в Германскую империю под названием Остмарк и оставалась в составе Третьего Рейха вплоть до его падения в 1945 году.

Вторая республикаПравить

После поражения нацистской Германии во Второй мировой войне союзники ввели на австрийской территории оккупационный режим. Он продлился почти десять лет, до подписания "Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии". После этого вновь была провозглашена республика. Позже парламент внес в договор положение о постоянном военном нейтралитете Австрии.

Современная АвстрияПравить

После признания суверенитета и независимости Австрия стала по-настоящему демократической страной. И по сей день она не отходит от заявленных принципов нейтралитета. В 1955 г. Австрия вошла в ООН. Сейчас в Вене располагается одно из крупнейших подразделений этой организации. Австрия входит в число стран с самым высоким уровнем жизни. В 1995 г. она вступила в Евросоюз, а в 1999 г. - в зону евро. Австрия принимает активное участие в работе ООН, а ее внешняя политика большей частью направлена на мирное урегулирование международных конфликтов.

Факты об АвстрииПравить

  • В знаменитом дворце Шенбрунн - бывшей резиденции Габсбургов - более 1 400 комнат. Это одна из главных достопримечательностей Вены.
  • Популярные во всем мире конфеты ПЕЦ были впервые изготовлены в 1927 году австрийским кондитером Эдуардом Хаасом. Необычное название родилось из сочетания первой, средней и последней букв немецкого слова "Pfefferminz", что означает "мятная конфетка".
  • Австрия подарила миру множество великих композиторов, в их числе Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн и Ференц Лист.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики